Comilfo - Executive Search
«Деятельность без философии - это смертоносное оружие; философия без деятельности - пустые слова»
Соитиро Хонда
Узнать о вакансиях Лучшие менеджеры Украины 2007

Когда уходит менеджмент компании:


№ 7 за 2004 год.
Дата выхода: 17 — 23 февраля 2004 г.
Автор: Дмитрий БАЮРА


Наибольшей ценностью компании является профессиональный менеджер. Бизнес может потерпеть крах, если уходит первое лицо, а с ним уходит команда. Тем не менее, как в западных, так и в украинских компаниях ротация топ-менеджеров — вполне объективная реальность

Каковы, на Ваш взгляд, сегодня главные причины текучести кадров в отечественных компаниях? Слишком низкая зарплата, плохой имидж организации и работодателя или же тяжелые условия работы, отсутствие возможности обучения?
— Поскольку мы работаем на рынке эксклюзивных кадровых услуг, нам хорошо известна ситуация с менеджерами высшего звена. Рынок топ-менеджеров сравнительно невелик и своеобразен. Безусловно, ожидания управленцев и, скажем, торговых агентов могут в чем-то совпадать, однако потребности менеджеров и ожидания их работодателей зачастую серьезно отличаются. Собственно, и ожидания работодателей от менеджеров, как и влияние менеджеров на бизнес компании, на порядок выше, чем в случае с теми же торговыми агентами. У успешного руководителя просто не может быть низкой зарплаты. Что касается «текучести кадров»: она может быть предусмотрена для какого-то бизнеса или категорий персонала. В компании «Макдоналдс», например, огромная текучесть персонала закусочных. У разработчиков программного обеспечения текучесть может приближаться к 100%, потому что проектные группы выполняют свою работу и распускаются. А вот когда уходит менеджмент компании, речь, скорее всего, идет о серьезной «пробоине» в бизнесе.

Какие компании чаще всего к Вам обращаются?
— Самые разные. Работаем мы только с теми, кому необходимы профессиональные управленцы. И кому есть что предложить этим профессионалам. Успешные менеджеры, как правило, возглавляют успешные компании.

Нужно ли успешным компаниям формировать кадровый резерв? У многих ли он есть? Или же лучше всего работать с рекрутинговым агентством?
— Управление человеческими ресурсами необходимо рассматривать как стратегическую функцию менеджмента. HR-менеджмент должен способствовать достижению бизнес-целей, а не быть «вещью в себе». Кадровый резерв — это инструмент, способ достижения каких-то задач. Что касается работы HR-департамента, занимающегося привлечением персонала в компанию, я считаю, что до 80% вакансий компания может заполнять самостоятельно. Это вопрос маркетинговой необходимости, величины бизнеса, его территориальной локализации, состояния рынка труда, особенностей операционного менеджмента, финансовой политики и организационной структуры компании. Аутсорсинг имеет свои преимущества и недостатки. Рекрутинговые агентства могут эффективно покрывать потребности компании в персонале. Однако рекрутеров необходимо правильно выбирать, управлять взаимодействием с ними и, конечно же, выстраивать партнерские отношения.

Как лучше всего решить проблему поиска менеджеров требуемой квалификации?
— В нашей стране нередко менеджеров ищут самостоятельно, через контрагентов, «непрофильных» партнеров — аудиторские или юридические компании, с помощью тренинговых агентств. Работают и с рекрутерами, причем часто заказывают рекрутинговым агентствам и секретарей, и директоров. Последние полтора года крупные компании предпочитают работать с «охотниками за головами». Почему? — Мы, например, консультируем клиентов по составлению контрактов с топ-менеджерами, однако юридическим обеспечением консолидации активов не занимаемся. У нас другой бизнес, другая специализация — поиск руководителей. И мы обладаем необходимыми экспертными знаниями и опытом для этой работы.

Что бы Вы посоветовали компаниям относительно мотивации персонала?
— Мотивация персонала, опять же, должна быть «привязана» к целям компании. Это не только система, но и процесс. Невозможно выстроить систему мотивации раз и навсегда. Безусловно, она должна учитывать тот факт, что не все сотрудники одинаково ценны для компании. Кроме того, сколько людей — столько и факторов-мотиваторов. Мотивация менеджеров — профессионалов, оказывающих наибольшее влияние на бизнес компании, может быть персонифицированной. При втягивании управленца в политику и правила компании возникает риск потерять очень ценного сотрудника либо не привлечь сильного менеджера в компанию.

Чем отличается сегодня рынок труда в Украине и развитых странах?
— Главным образом тем, что Украина — развивающаяся страна. Нам нужны не просто менеджеры, а менеджеры-лидеры — люди, которые не боятся рисковать, люди, которые действуют прежде всего эффективно, а не правильно, как учили в бизнес-школе. В нашей стране не хватает менеджеров, способных руководить крупным бизнесом. И собственников, умеющих руководить наемными менеджерами. А еще нам всем нужно учиться. Консультантам — быть авторитетными экспертами для собственников и менеджеров; собственникам и менеджерам — выстраивать эффективные взаимоотношения и профессионально управлять бизнесом.