Comilfo - Executive Search
«Деятельность без философии - это смертоносное оружие; философия без деятельности - пустые слова»
Соитиро Хонда
Узнать о вакансиях Лучшие менеджеры Украины 2007

Top 100 - 2004:


Имидж — ничто...
ТОП-100 № 1 за 2005 год.
Дата выхода: 31 января 2005 г.
Автор: Илья ФОМИН

Любая революция заканчивается 100 тысячами новых вакансий.
Старая французская поговорка времен
Великой революции


Во время парламентских выборов 2002 года тележурналисты одного из общенациональных каналов задавали мне вопрос: хорошо ли то, что бизнесмены подались в Раду. Тогда я ответил: плохо, потому что у бизнесменов еще очень много дел в бизнесе. У нас недостаточно профессиональных политиков и профессиональных собственников. Эти два дела слишком трудно качественно совмещать. А идут бизнесмены в политику потому, что стремятся защитить себя и бизнес от государства или делать бизнес за счет государства… Потом мне говорили, что в эфир пошло еще одно интервью с известным украинским топ-менеджером. Он придерживался совсем другого мнения: бизнесмены сумели построить эффективный бизнес, теперь они собираются строить эффективное государство...

Прошло два года. Произошло то, о чем знает весь мир. И теперь меня как консультанта интересует, как и с кем новая власть будет управлять государством. Будут ли современные управленческие решения, лидерство и профессионализм определять успех в государственном менеджменте…
Третий год «Инвестгазета» успешно содействует самоопределению деловой элиты Украины. Все это время мы внимательно следили за этим проектом, говорили о том, что мы, «охотники за головами», видим и думаем в этой связи.
СИЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ МЕНЕДЖЕРОВ БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬ УСПЕХ БИЗНЕСА В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ.
Тенденцией 2003 года стало заметное усиление наемного менеджмента украинских финансово-промышленных групп.
В 2004 году в крупнейших компаниях это не было так уж заметно, потому что наемные менеджеры больше обслуживали лоббистский потенциал собственников, чем принимали стратегические решения.
«Большой дерибан» перед президентскими выборами вызвал потребность в специалистах по корпоративным финансам, слияниям/поглощениям, инвестиционному менеджменту. Некоторые финансово-промышленные группы создали у себя многочисленные профессиональные команды таких специалистов.
Крупнейшие компании обладают колоссальными в масштабах Украины ресурсами: финансовыми, промышленными, человеческими, административными. Богатые компании могут позволить и, надо сказать, позволяют себе дорогих профессионалов. Наиболее дальновидные собственники, конечно же, понимают, что людские ресурсы, и особенно управленческий персонал, определяют успешность компании. Однако понимания очевидных фактов недостаточно. Нужна последовательность, средства и воля для накопления «человеческого капитала». Фактически одним из основных бизнесов ФПГ до последнего времени являлась спекуляция активами, приобретенными на «особых условиях». Эти самые «условия» не способствуют развитию менеджмента. В таких условиях бизнесом может управлять собственник, служба безопасности компании и несколько хороших администраторов. С точки зрения менеджмента, это довольно просто.
Напротив, интересные вещи происходят в компаниях, работающих на потребительском рынке: пищевые продукты, товары длительного пользования, услуги. Конкуренция с крупными западными компаниями и друг с другом научила лучших из них сначала выживать, а затем — строить жизнеспособный, эффективный бизнес. Например, компания УКРПРОДУКТ, основные активы которой составляет сейчас молочный бизнес, на момент написания статьи находится буквально в шаге от выхода на Лондонскую фондовую биржу.
Средний украинский бизнес, не отягощенный огромными ресурсами и такими же проблемами монстров национальной экономики, сейчас активно закладывает фундамент будущих больших успехов, накапливая предпринимательскую мудрость, управленческий опыт и человеческий капитал.
Компании в 2004 году привлекали дорогих и опытных профессионалов, однако задача выстраивания эффективных управленческих команд еще не решена:
- Нужно улучшать управление менеджерами — это задача высших руководителей и, прежде всего, собственников.
- В крупных компаниях не сложилось принятой всеми корпоративной культуры, единых правил игры.
- Сильны неформальные отношения: можно «числиться», скажем, вице-президентом компании, которому делегируется соответствующая статусу ответственность, однако власть будет оставаться у людей, по тем или иным причинам приближенных к «телу», людей, близких к собственникам в силу личных отношений или «особых заслуг»…
- Существует противоречие между менеджерами, призванными развивать бизнес, работать с рынком, «капитализировать» активы, и «смотрящими», призванными осуществлять волю собственника… Расхлебывать эту кашу всегда сложно, но игнорировать проблему — недопустимо.
Тенденцией последних двух лет стало практически массовое привлечение российских специалистов в крупнейшие украинские холдинги. При этом российских менеджеров, желающих поработать в Украине, было «хоть отбавляй». Зарплатные предложения украинских работодателей превышали даже московские на 20-25%. Однако эффективность «варягов» далеко не всегда отвечала их материальным притязаниям. О недостаточно эффективном управлении управлением уже говорилось: мало нанять профессионала, его еще нужно грамотно использовать. У россиян почти всегда есть существенное отягощающее обстоятельство — предубежденность. Российские специалисты априори считают себя умнее, опытнее, профессиональнее украинцев. В результате — неадекватная оценка ситуации, работа вполсилы, а значит, провалы в работе и увольнения. Еще одним негативным следствием традиционной «зверхності» россиян является пренебрежение своей репутацией в деловой среде Украины. Действительно, украинским менеджерам небезразлично, что о них думают в этой стране. Как говорится, им здесь жить.
Между тем необходимо констатировать: деловая репутация отныне играет решающую роль в долгосрочном успехе управленца, будь то руководитель коммерческой компании или госчиновник самого высокого уровня. Почему? Да просто потому, что договариваться выгоднее и безопаснее, чем проплачивать «наезды» на конкурентов, действовать по принципу: «Я тебе должен? — Можешь — забери…», ну, или попросту бить морду в качестве аргумента своей безусловной правоты.
Нельзя не упомянуть и о «правилах игры», то есть о том, на чем репутация строится, что такое «хорошо» и что такое «плохо» для сообщества украинских менеджеров и фигурантов рейтинга как самопровозглашенной элиты этого сообщества. Отрадно, что поговорка «Кредиты берутся не для того, чтобы их отдавать» не пользуется сейчас популярностью, причем не только у банкиров. Но этого мало. Какое «репутационное» значение имеет «умение лоббировать интересы предприятия и формировать позитивный имидж компании», демонстрируемое менеджером с помощью «откатов» чиновникам и черного Пи-Ара. Или «создание положительного эффекта для экономики и общества от деятельности холдинга», где критерий положительности этого самого «эффекта» — кто меньше украл? О каких критериях репутации может тут идти речь? Прежде чем использовать слово «репутация», его необходимо хорошенько почистить щеткой самим представителям бизнес-элиты. А иначе получится не рейтинг репутации топ-менеджеров, а конкурс, у кого галстук длиннее.
И еще одно. Место в рейтинге можно купить. Оговорюсь, что к проекту «Инвестгазеты» это не относится: у господина Ляшенко и его команды другие цели. Репутацию нужно создавать, поддерживать и ценить. Помните, у Николая Фоменко: я девушка порядочная…

Илья Фомин,
Comilfo Executive Search,
Управляющий Партнер